Катя Бубнова: Сказочная Лапландия

06.03.2008

Отчет о поездке

Могу сразу сказать: Мне повезло! Этой зимой у меня произошла смена работы, и я сделала сама себе подарок - в дебрях интернета нашла сайт с рекламой путешествий по Кольскому на снегоходах. В своей жизни я уже один раз пробовала, что такое снегоход и после той маленькой пробы (на даче у друзей) снегоходное путешествие стало у меня идеей фикс.

Решила поехать за полярный круг на Кольский полуостров. Начало поездки в г.Кировске, что стоит в Хибинских горах. До Кировска я добиралась на поезде. В пути 2 ночи и один день. Фирменная "Арктика" совсем не похожа на поезда южных направлений - все чисто, сдержанные северяне-попутчики. Утром на станции Апатиты пустынно и промозгло. Меня встретил один из двух организаторов путешествия - Сергей. Пока мы ехали в Кировск, Сергей рассказал, что остальные участники, а кроме меня было еще 3 человека, прилетели накануне самолетом в Мурманск и сейчас находятся в гостинице. По пути мы заехали в кафе позавтракать.

Я никогда не бывала в снегоходных сафари и наивно полагала, что сейчас мы доберемся до снегоходов, сядем на них и в путь. Оказалось, все не так просто: До снегоходов мы действительно добрались сразу после завтрака, там я познакомилась с напарником Сергея Константином и моими попутчиками на ближайшие 3 дня - Никитой, Димой и Эдиком.

Сперва нам подобрали комбинезоны и обувь. Потом нам выдали большие черные шлемы. В этой одежде мы сразу стали похожи на космонавтов :) После этого каждому одели какой-то странный прибор с моргающей лампочкой. Как потом выяснилось - это лавинный бипер - прибор, с помощью которого можно отыскать попавшего в лавину человека. Маршрут-то горный!!! А в горах лавины бывают. Правда, Сергей успокоил нас, сказав, что в его практике на снегоходных маршрутах в лавину еще никто не попадал, но, тем не менее, он считает использование такой недешевой техники своего рода данью духу гор :)

После сложных и продолжительных одеваний нам сделали целых 3 различных инструктажа, где объяснили, как пользоваться биперами и снегоходами.

Как оказалось, у каждого снегохода было свое имя - мне достался Тигр, а еще были Змей Горыныч, Гаврюша, Степаша. Инструкторский снегоход звали Мурка. Как объяснил нам Костя, имена рождались спонтанно, а в далекой дороге снегоход становится для тебя настолько родным, что одушевление его происходит автоматически. Снегоход классный!! Сидение покрыто оленьей шкурой - специально, чтобы попа не мерзла :)

И вот долгожданный старт. Минуем следы цивилизации - недостроенные корпуса профилактория и перед нами открывается сказочная горная панорама. Ехать здорово - сперва Константин сдерживает нас, специально едет медленно, что бы мы как следует освоились с управлением, а потом скорость постепенно возрастает и вот мы уже мчимся в вихрях снежной пыли по суровой горной долине. Несколько раз делаем остановки, Никита перекуривает, все фотографируются, переводят дух и снова вперед. Минут через 40 мы оказываемся в долине реки на севере Хибин. Здесь совсем другая погода - в районе Кировска был мороз, а здесь гораздо теплее и дует хороший ветер. В одном месте ветер настолько хороший, что поземка начинает скрывать от меня Костин снегоход, и я непроизвольно сокращаю дистанцию.

Примерно через 1.5 часа с момента старта приезжаем в гостиницу на Базе КСС (КСС- контрольно спасательная служба МЧС). Кроме нее на небольшой поляне стоят несколько деревянных спасательских избушек и самая главная - спасательская с антеннами и флажком - она же самая кривобокая:) В гостинице кроме нас никого нет. Точнее, постояльцы есть, но сейчас все где-то в горах. Приветливые хозяева - Валентина Иванна и Сан-Палыч сразу зовут за стол. Мы заняли 2 двухместных номера. Номера крошечные, но очень уютные и чистые. После сытного обеда (который Костя назвал "легким") так не хочется снова на улицу, но требовательный Костя выгоняет всех на улицу, и мы снова мчимся на снегоходах. По программе у нас экскурсия в долину реки, которая находится недалеко от КСС. Едем налегке, а значит быстро. Костя уверенно ведет нас по лесным дорожкам, заблаговременно, перед опасными местами и крутыми поворотами сбрасывает скорость и поднятием руки предупреждает нас об опасности. Приехали в сказочное место с каменными хаосами, замерзшими болотами и стаями белых полярных куропаток. На перевал нам подняться не удалось - помешала облачность. За один день погода поменялась уже 3 раза и вместе с ней менялись горные виды - от розовых и лиловых утром, до черно-белых днем и золотистых во второй половине дня.

Мы Непогода

К 6 вечера мы вернулись обратно в гостиницу, скинули сырые комбинезоны и засели в гостиной за длинным столом. Эдик притащил литровую Red Label, и началась вечерняя посиделка. Костя рассказывал о Кольском, о Хибинах и том, как они с Сергеем прокладывали свои маршруты, какие приключения случались с ними и с их гостями. А еще, он очень много рассказывал о том, как летом они организуют путешествия на джипах. От переизбытка впечатлений и неплохой физической нагрузки меня клонит в сон, и я ретируюсь в номер. Вырубаюсь через 2 минуты :)

Утром Костя будит нас тактичным стуком в дверь. Снегоходы уже заправлены, их по очереди заводят и прогревают. Мы завтракаем вкуснейшей овсянкой с бутербродами и снова начинаем одеваться-собираться. Старт немного задержался, выехали только в 10. Сразу после старта я выясняю, что мой Олимпус заклинило. Мужики сказали, что не надо вносить фототехнику с мороза в тепло - там образуется конденсат, который потом замерзает и портит технику. Костя пообещал, что он будет снимать на свой фотик, и потом мне все скинет.

Погода хмурая, дует. Наш путь идет через Умбозерский перевал. Сначала едем по каким-то бесконечно ветвящимся дорожкам, потом лес кончается, и мы лавируем среди каменных гряд и отдельных валунов. Движемся медленно осторожно. В одном месте крутой склон с боковым уклоном. Костя просит нас слезть со снегоходов и по очереди проезжает сам на наших снегоходах.

На перевале встречаем группу из 5 туристов. Мужики сняли лыжи и идут пешком. Ветер нам в спину, а им в лицо и без лыж идти гораздо проще. Брр - не завидую!

Едем дальше по каким-то лесам и болотам. Замыкающий Никита начинает шалить - специально отстает, а потом ускоряется и на максимальной скорости догоняет колонну. Константин сразу это дело пресёк - но пообещал, что на нашем дальнейшем пути будут места, где можно безопасно выжать все из снегохода, и что он обязательно даст нам погонять вволю. Не знаю как Никите, а мне скорости вполне хватало, местами даже страшновато было, правда, совсем чуть-чуть. Болота кончились, и начался сосновый лес. Дорога идет вдоль замерзшей реки. Наша колонна спугнула гигантского черного глухаря, который улетает в глубь леса. Впервые вижу этого зверя не на картинке. Никогда не думала, что он такой большой.

Обедаем на берегу огромного озера. Костя показал нам следы рыси, идущей за зайцем. Следы большие и круглые. Почему-то становится немного не по себе, но Костя говорит, что нападений на людей хищников не бывает, и что самый хищный это сам человек - полностью разделяю эту мысль!

После обеда мчимся сквозь пургу по заснеженному льду озера. Здесь можно не бояться и отжигать по полной, но в одном месте Костя поднимает руку и останавливает нас: здесь во время ледостава образовалась многокилометровая трещина с ледовыми торосами. Аккуратно проезжаем опасное место. Дальше снова свободный полет. Нагонялись вволю. Под конец уже ехали как обычно - 40-60 км в ч. Я максимально разогналась до 100, Никита до 110.

После озера едем по лесу, болотам, пересекаем какую-то дорогу, снова озера и болота. Ветер стих, небо ясное, справа от нас видны горы Ловозерские тундры. Это, как говорят, уже страна саамов - коренных жителей Кольского. Под конец дня чувствуется усталость. В сумерках подъезжаем к гостинице на окраине села Ловозеро. Нас уже ждут, стол ломится от угощения и, надо сказать это очень кстати. Дом не такой комфортный, как гостиница в Хибинах, но это с лихвой компенсируется радушием хозяев и интересной лекцией о северных сияниях. Костя участия в трапезе пока не принимает. Вдруг кто-то стучит в окно: Это Костя. "Сияние заказывали? Выходите смотреть!!" Мы надеваем, кто что успел, и выскакиваем из дома. На небе происходит что-то запредельное: яркие зеленые и белые сполохи беззвучно мечутся по звездному небу - то ослабевая, то вспыхивая вновь. Через 10 минут все внезапно закончилось, и остался только небольшой зеленоватый отсвет. Такого я еще никогда не видела!! Ребята пытаются сделать фото.

Закат над Ловозерьем Северное сияние Встречная упряжка

Спать жарко и душно, ночью встаю и открываю форточку, под утро в комнате холодина - оказывается, ночью температура опустилась до минус 25. Правда, как выяснилось позже Кольские - 25 по ощущениям переносятся не тяжелее, чем Московские минус 10.

Из-за холода Костя едет немного медленнее. Пересекаем озеро Ловозеро и выезжаем на зимник - снежную дорогу, по которой местные жители ездят на снегоходах в далекое село Краснощелье. Вокруг редкий и низкорослый лес, бескрайние болота. Вдруг Костя резко сбрасывает скорость, съезжает с накатанной трассы и останавливается. Навстречу бежит тройка оленей с нартами. В санях с длинным шестом сидит молодой парень, сзади привязана собаченка из лаек. Олени косятся на нас, парень делает вид, что до нас ему дела абсолютно нет, но при этом изо всех сил косится в нашу сторону.

Через пару часов приезжаем в кораль. Здесь стоят 3 домика оленеводов и сделан из жердей загон для оленей. Здесь их клеймят, делают прививки, забивают. Грустное место. Сейчас оленей тут нет, только одна упряжка стоит. Людей тоже нет.

Сворачиваем с накатанного зимника и мчимся по целине по вытянутым болотам среди невысоких залесенных холмов. К обеду добираемся до "Волшебной горы". Здесь у нас обед, а парни пытаются ловить рыбу на небольшом озерке. Красивое место: высокие заснеженные скалы, густой лес из тонких елей, озеро и бескрайние болота вокруг. Иду смотреть, как Костя показывает, как ловить рыбу. Он пробурил лунку во льду и засунул туда леску с белым червяком - опарышем. Все все поняли, Костя вынимает леску, а там рыба!! - Хариус! Вот это да! Но потом никто больше ничего не поймал : и даже не видел, как рыба клюет. Через час собираемся в обратный путь. Вокруг так красиво, что не хочется уезжать. И, правда - Волшебная гора.

Обратный путь извилистый и сложный. Никаких дорожек и следов, только оленьи.

Едем по болотам, замерзшим озерам и редколесью. В сумерках чувствуем приятный запах дыма - приехали. На берегу озера Ловозеро стоит небольшая турбаза - огромный чум, обшитый шкурами, баня, домик. Размещаемся. В доме тепло. Кровати сделаны из толстенных бревен. Больше всего мне понравился туалет типа сортир - в стиле чУма и со шкурами на стене.

Ужин в чуме - вареная картошка и рыба. Сейчас кажется, что вкуснее ничего не бывает. После ужина мужики идут в баню, а я отправляюсь на боковую.

Вот он какой Чум из шкур Привет!

Утром мужики не могут проснуться - баня сделала свое дело. После завтрака Константин начинает всех торопить - сегодня самый длинный маршрут - нам надо за один день доехать до Кировска. Прощай гостеприимный дом - нас ждет дальний путь. Едем по озеру Ловозеру. Недавно здесь был сильный буран, и вся заснеженная поверхность льда покрыта жесткими снежными волнами - застругами. Ехать по ним неприятно - все внутренности бултыхаются, особенно после плотного завтрака. По пути заезжаем к Костиным знакомым - лагерь саамов. Здесь нас встречает Андрей, поит нас чаем. В лагере построена национальное жилище саамов, по-моему, называется вежа - небольшой такой домик непонятно из чего сделанный, внутри жарища от раскаленной печки. Кроме домика, сооружены 2 чума, в которых предлагается ночевать гостям. Неподалеку пасется стадо оленей.

После гостей снова в седло и в путь…. Лед озера сменился какими-то дебрями - снегоходы петляют в березовых кустах, валятся набок, зарываются. Костя спокойно и методично останавливается и помогает нам продираться через кущери. Когда-то здесь была дорога, но сейчас она совсем заросла. Наконец, снова начинаются озера и лесная дорога. На одном из озер Костя предупреждает нас об опасности завязнуть в мокром снегу, здесь почему-то на льду стоит слой воды. На этом озере мы гнали изо всех сил, и я видела, как Костин снегоход начал терять скорость и за ним появилась темная полоса мокрого снега. Жутковатое ощущение, даже если точно знаешь, что толщина льда сейчас не меньше 70 см. Все обошлось благополучно, мы проскочили. В таких местах есть опасность застрять надолго - если сбросить скорость снегоход закопается в мокром снегу и стронуть с места его будет очень сложно.

Снова большое ледяное озеро, где можно гнать вовсю. На середине замечаю темную точку, гоним прямо к ней. Оказалось, что это группа школьников в лыжном походе. На озере сидят - чай пьют. Потрепались с ними о жизни и дальше в путь. Ребята с завистью смотрят нам вслед. Неспеша по горам добираемся до Кировска.

Гонки по озеру Хибины Умбозеро

Не верится, что все закончилось!!!

Вечером наши хозяева устроили праздничный банкет в ресторане. Все делятся впечатлениями. Даже не верится, что за 4 дня можно столько всего посмотреть и испытать…

Спасибо нашей команде - Никите, Диме и Эдику - с вами не пропадешь!!! Огромное спасибо Косте и Сергею!