Наталья и Александр Громовы: Я свободен, словно птица в небесах!

19.03.2010

Прочитать отзыв с фотографиями в живом журнале Натальи и Александра Громовых можно здесь

- А не съездить ли зимой на Кольский? - Поехали! А маршрут? - Терзают смутные сомнения, по поводу съезда с асфальта даже для ночевки, не говоря уже об интересных местах. Север, однако. Метет. - Ну есть же зимники, например на Краснощелье! Ездят же местные на чем-то? - На санном поезде или снегоходах! - …! - А может и мы на снегоходах? - Давай! Хибины

Поиск по Интернету выдал несколько интересных авторских маршрутов Константина Кушнира и Сергея Коняева на snowtracker.ru, нам приглянулся самый экстремальный! «Маршрут создан для тех, кто уже имеет навыки управлением снегоходом……. и обладает опытом снегоходных путешествий. ….маршрут вдали от цивилизации, во время которого нельзя сказать «Остановите, я сойду», не позволяет нам рекомендовать его тем, кто впервые путешествует на снегоходе.»

Вроде все логично за исключением одного НО - мы ни разу не ездили на снегоходе! Не вопрос! Попробуем в Подмосковье и с опытом поедем на Кольский! Сказано сделано, первый опыт пришлось получать за 3 дня до отъезда (работа затянула). Огромное спасибо, pokataemsja.ru! Узнав, куда мы собираемся, они неформально подошли к делу, а проложили маршрут в полях, в лесу, на склонах, отработали откапывание снегохода. Дали советы по экипировке. Море впечатлений! Дикий восторг! Я готова к поездке!!!! Это было в понедельник. Уже во вторник мое тело так не думало! Оно хотело одного – покоя. Еще подавал сигналы мозг – прогноз погоды на Кольском обещал, то -32, то -35. Немного прохладно для снегохода!

В пятницу с утра пораньше стартуем в сторону Петрозаводска по питерской трассе. С наших прошлых поездок (2005г) она стала намного лучше. Объездная вокруг Новгорода – 5+! Пролетели не заметили. Ночуем в Петрозаводске. Прогноз погоды не обнадеживает – до -35С. Датчик на Suzuki стремительно движется вниз -25…-28…-30. На -30 датчик замирает – ну не предусмотрена японцами более низкая температура! По ощущениям ниже 30, стали обмерзать стекла.

Машин на трассе мало также как и заправок. Много замерзших фур. Проезжаем стелу «Полярный круг», на душе теплеет! Протокольный снимок. Вспоминаем летнее путешествие. Дорога нормальная, практически везде просматривается асфальт, и только на «зеленой остановке» понимаем, что это лед! Вечером паркуемся в гостинице Кировска.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ – СНЕГОХОДНАЯ.

День первый. Хлопотное утро, в 8.30 завтрак, знакомимся с ребятами, с которыми мы проведем ближайшие 5 дней. Всего нас 5 человек, а инструктором с нами едет Константин Кушнир! На базе лекция по технике безопасности, экипируемся в комбинезоны, надеваем шлемы и … СТАРТУЕМ!

Хибины, снежные склоны, фантастические пейзажи!!!!!!!!!!!! Снег изрезан следами снегоходов. Го-о-ры!!

Ледяной фонтан!! Где-то здесь мы были летом, только где дорога? Все засыпано снегом. Базу МЧС узнаю только по столбам с указателями. Как все меняется зимой! Да и время прошло с нашей поездки много. Что-что, а увидеть гостиницу со всеми удобствами в сердце Хибин базе Куэльпор. я не ожидала! Да какую уютную! ( ramzay-sever.com ).

После обеда радиальные вылазки по горам. Затяжные подъемы, зажимаешь газ и летишь вверх, еще, еще и ты на вершине!!!!

Красота!!!!! А-ааа!!!! Работа, дом, хлопоты - все осталось позади, хочется кричать:

Я свободен, словно птица в небесах. Я свободен, я забыл, что значит страх. Я свободен, с диким ветром наравне. Я свободен, наяву, а не во сне!

Эти слова на 100% выражают эмоции! Хотя со второй строчкой я слукавила – с вершин когда-нибудь надо спускаться! И мне, глядя вниз, реально стра-ашно-вато. Но малодушничать нельзя и я лечу вниз. Класс!! Ущелья, склоны, виды!

Нет, ну не может быть так красиво!! Где-то внизу спортсмены на снегоходах штурмуют склоны, нереально! Мы тренируемся взлетать на склон, проходить его траверсом и спускаться. В общем эмоции разрывают на части, лицо расплывается в идиотской улыбке и хочется этой радостью поделиться со всем миром!!! Погода над нами сжалилась, и было тепло – до -25С. Вечером неоднократно выходим покурить, в надежде увидеть северное сияние, однако не полыхнуло! Хибины

День второй. Через Умбозерский перевал уходим из Хибин. Наш путь идет по ущелью, по речке, по склонам. Именно путь, а не дорога! В лучшем случае это старый след от снегохода. Вот и закончились Хибины, началась лесная часть. Константин петляет между деревьями, чисто по азимуту. Триал между деревьями заканчивается, и мы выезжаем на берег Умбозера.

Летом это озеро поразило нас своим размером и видами, а зимой это бескрайняя белая целина. Небо облачное, теней нет и только Ловозерские тундры маячат на заднем плане. Наш путь лежит в Ловозеро. И мы валим по Умбозеру в направлении Ревды. Снежная целина, ветер, рыбаки, торосы...Пересекаем остатки насыпи ж/дороги, дорогу Ревда – Октябрьский (1000 ручьев), лес, тундры, озера. И вот мы в Ловозере, а вернее в Ловозерской геофизической обсерватории. С 1957 года здесь наблюдают за северным сиянием, фиксируют в журнале все, что видят на ночном небе. А нас здесь ждет горячий ужин, рассказ о северном сиянии и теплая кровать.

День третий. Нас ждут великие дела! Краснощелье!!! Туда летом летают на вертолетах, а зимой добираются на снегоходах. Мы будем сегодня покорять 160 км снежной целины.

Погода облачная, виды не балуют разнообразием – тундра, понимаешь! Где-то местами выезжаем на зимник, где-то идем по целине. Оба-на, посередь тундры стоит Справочно-информационный центр!

Здесь явно останавливаются для сугрева юмористы! Табличка с показаниями барометра – «веревка мокрая – дождь». Хибины

До ближайшего жилья здесь километров так 50! Валим дальше, правая рука непрерывно жмет на газ. -20 – 25С, а мне тепло, хотя по-моему я единственный человек, вопивший на экваторе, на Мальдивах, – почему нет теплого одеяла при +28!!! Слева от нас остаются Кейвы – кладезь разнообразных минералов. На периодических остановках Константин Кушнир балует нас увлекательными рассказами о Кольском, саамах, частенько разговор заходит на оффроадные темы – Лапландия, Арктик трофи.

Совершенно неожиданно для себя выясняем, что мы были с ним на одном соревновании – ПВД 2005 год, где-то на границе Московской и Владимирской областей ;-)!!! Мир тесен!

Обед в «трактире Куница», посередине пути ;-). Вот вроде бы просто изба для путников, но место выбрано красивое – сосны, рядышком речка (угадывается по рельефу под снегом). Где-то залюбовавшись красотой и оценивая возможность прохождения колесной техники так увлеклась, что завалилась со снегохода. А что, мягонько!! Во-первых снег, а во вторых на мне как на капусте: термобелье, горнолыжные штаны, флиска, еще одна флиска, пуховичек, сверху комбинезон, а вершает сие произведение балаклава со шлемом. В общем – космонавт на Луне. Про туалет – не спрашивайте ;-)!!!

Идет небольшой снег, вдруг посередине тундры появляется… встречка! На снегоходе Yamaha, привидение в длинной малице и очках. Заворачиваем в кораль Белая головка в расчете на оленей, но облом – они ушли гулять по тундре.

Ну и нам туда – в тундру. Искореженные тяжелой жизнью невысокие березки, сосны, можжевельник, редкие елки и просторы, просторы до горизонта. У-у-уу земля трясется, все дребезжит – нам навстречу летит санный поезд! Хибины

Солнце офигительно красиво садится за горизонт – весь мир замер! Хибины

Стемнело, при свете фар ехать еще прикольнее. Пейзаж меняется – деревья становятся выше, следов снегоходов больше - мы явно подъезжаем к жилью.

А вот и Краснощелье!!! Это большое село, освещенное фонарями, по улицам летают бураны, ямахи. Останавливаемся в гостевом домике у Веры и Алексея. Как приятно в конце дня оказаться в теплом, уютном доме с протопленной печкой, баней и ужином! Баня – сказка, ужин ….. нет слов, одни эмоции!!! Я просто перечислю, что нас ждало: икра ряпушки, запеченный сиг, оленина отварная и гуляш из оленины, морошка свежая, варенье из морошки и все это под охлажденную на 20-ти градусном морозе водочку, да после баньки с березовым веничком… Ох и Ах! /жесть это вспоминать сидя в офисе в Москве/. На этом моменте я сломалась – фраза «остановите, я сойду» вертелась на языке. Я была готова принять Краснощельское гражданство – ловить рыбу, собирать морошку и ездить не снегоходе. Кстати мне в Краснощелье удалось совершить шопинг в местный магазин на снегоходе за огненной водой ;-).

/Население в Краснощелье около 500 человек. Основной промысел – оленеводство. Дизель-генератор снабжает электричеством все село. Однако с 23.00 до 7.00 он отрубается, и тогда начинают урчать частные генераторы. Оленина из Ловозерского района очень ценится, т.к. олени никогда в этом краю не болели копыткой. В Краснощелье много коми: в конце девятнадцатого века несколько семей коми перешли по льду Белого моря на Кольский полуостров вместе со своими стадами оленей(!). Пейзаж Краснощелья мне неуловимо напомнил Коми. Реально у села есть 2 вида сообщения с цивилизацией – снегоходный (санный поезд) и вертолет (2000руб. для местных до Ловозера, и 5000 для приезжих). Однако при этом есть слабый Интернет. И .. телефонная будка (в рамках программы по телефонизации страны). Кстати местный не очень хотят, чтобы к ним делали дорогу - понаедут, оленей распугают. В беседе сошлись на очень, очень плохой дороге ;-)/

День четвертый. С утра, попрощавшись с Верой и Алексеем, мы отправились в обратный путь.

Густая облачность и снег. Нет, снег не просто идет, он валит! Видимость никакая. Идем колонной, и ориентиром служит только фонарь впереди идущего снегохода. Шансов разглядеть наши вчерашние следы –нет! Молоко! Сплошное молоко!

Местами ощущение что снег не падает, а висит в воздухе. Горизонт сливается с землей и все белое, белое… А нам сегодня нужно проехать около 150 км! Четвертый день путешествуем на снегоходе, а они все абсолютно разные. Даже обратный путь, грозивший однообразностью, становится динамичным в своей непредсказуемости.

Параллельно с нами путь в Ловозеро держат двое местных ребят. То они идут за нами, то мы за ними. Ну, если со снегоходом все уже более менее мне понятно, то как без GPS найти здесь дорогу непостижимо! Константин показывает пирамидки из веток, которые служат ориентиром для местных.

Вечереет, в свете фар дорога просматривается лучше. Как красиво смотрится колонна из снегоходов вечером! Пересекаем Ловозеро и останавливаемся в домике на острове. А там – протопленная печка, баня, чум из оленьих шкур и очаровательный маламут по кличке Якут. Хибины

День пятый. Почему все хорошее так быстро кончается! Погода налаживается – нас балует синее небо (температура уже не волнует), а нам возвращаться в Кировск! Сегодня озерно-лесной перегон.

Снегу за вчера нападало неплохо! И сегодня зарываемся чаще, чем в предыдущие дни. Ловозеро, остановка с попыткой усмотреть изображение на Куйве, но неудачная – снегом припорошило склон. Константин «тропит» дорогу для нас, снег глубокий. Хотя местные нам сказали, что в этом году не хватает 60-ти сантиметров снега! (наверно эти 60 см промахнулись и выпали в Москве). На озерах местами лед трескается под тяжестью снега и сквозь трещины проступает вода – это приятно щекочет нервы. Вон вдалеке виднеется гора, в переводе с саамского «бабья задница» - не знаю что надо курить, чтобы фантазия зашла так далеко! Силуэт ничем не напоминает женские очертания! Останавливаемся на озере полюбоваться на линию торосов.

Глушатся моторы и наступает звенящая тишина, и пусть мы не на вершине, но: «Весь мир на ладони - ты счастлив и нем И только немного завидуешь тем, Другим - у которых вершина еще впереди.»

Да, я завидую тем которые поедут после нас, у которых это приключение только начинается! И безумно хочу его повторить! Хочу поймать драйв в Хибинах, хочу вернуться в Краснощелье, хочу мороз, хочу снег, хочу слушать интересные рассказы Константина Кушнира!

Вот ты какой северный олень! Хибины

В общем, придется еще раз ехать зимой на Кольский!

Прочитать отзыв с фотографиями в живом журнале Натальи и Александра Громовых можно здесь

Автор: Наталья и Александр Громовы