Skillividden: Опять на Кольский

29.04.2011

Полностью отчет о поездке и все фотографии можно посмотреть в ЖЖ Skillividden: часть первая и часть вторая часть третья часть четвертая

Важной частью путешествия, вне всякого сомнения, является дорога до места старта и обратный путь на поезде, хотя бы потому, что она занимает две ночи и один день в одну сторону. Самолетом лететь несколько неудобно, так как от аэропорта Мурмаши и до Мурманска-то надо добираться, а уж до Кировска путь совсем неблизкий. Впрочем, лично я поезда люблю, и почти всегда предпочту поезд самолету (если не надо ехать неделю или пересекать океан). А уж если по пути следования поезда продают роскошную копченую рыбку... Жаль только, что хорошего пива ни в поезде, ни на станциях, не продают. Вернее, пива вообще нет, так как пойло вроде "Балтики" и иже с ними пивом вообще не является. Но не будем о грустном, тем более, что это, на самом деле, мелочи.

Приехав на станцию Апатиты, нам пришлось немного подождать, так как основная часть команды ехала следующим поездом (между ними где-то час с небольшим). Нас ждал приятный сюрприз, когда мы увидели Константина, того же гида, с которым мы ездили два года назад. Нет, я понимаю, что плохих гидов там нет, но с этим человеком уже было связано немало положительных эмоций и приятных воспоминаний.

Знакомство с командой состоялось уже по прибытии в Кировск, в одном из небольших местных кафе. Впрочем, многие друг друга уже знали, поскольку были на Кольском не впервые, и большинство (за исключением Тани и еще одной пары) уже имели опыт длительных поездок на снегоходах. После завтрака мы поехали к месту старта, расположенному около озера Большой Вудьявр, где нас ждала стандартная процедура тщательной примерки шлемов, комбинезонов и обуви. За процессом пристально наблюдало вот это прелестное существо:

Когда экипировка была завершена, мы упаковали оставшиеся вещи (маршрут нам предстоял не кольцевой, так что оставлять что-либо, как два года назад, было нельзя) и двинулись в путь к небольшому отельчику у базы МЧС "Куэльпорр". По пути встретили знакомый замерзший источник.

Ну а вокруг под солнцем (погода была великолепная!) красовались вот такие пейзажи:

Надо отметить, что первый день был разминочным, и, вместе с тем, самым сложным, несмотря на то, что нас не ждали длительные перегоны и в этот же вечер мы должны были вернуться на "Куэльпорр". Маршрут первого дня включал в себя несколько радиальных выездов, в том числе, подъем на перевал Восточного Петрелиуса. Рельеф в гористой местности весьма разнообразный, и, при желании, можно было придумать трассу любой сложности. Понятно, что сложность ограничивалась опытом и физподготовкой участников, а также возможностями снегоходов (подвеска на них все же не спортивная), но план гида был такой, чтобы мы испытали на себе все возможные трудности в самом начале, дабы избежать неприятных сюрпризов по ходу дистанции. Вполне разумно!

Снега, кстати, этой весной было гораздо меньше, чем два года назад, и лежал он куда плотнее, в результате чего ездить было проще. Поэтому падений носом в сугроб было немного, а уж переворачивались снегоходы и того реже. В "рыхляке" удержать снегоход бывает куда сложнее, да и зарыться гусеницей в снег можно на раз-два. Я, кстати, выбрал такой же снегоход, что и у гида, он несколько иначе управляется, проходимость на сложных участках у него лучше, но и перевернуть его куда проще, поскольку он чуть длиннее, выше и уже. Соответственно, приходилось часто балансировать машину весом тела, сильно отклоняясь в сторону поворота или наклона, как это делают мотоциклисты.

Несмотря на то, что рыхлого снега было немного, гид умудрялся его иногда находить, чтобы мы почувствовали, что это такое и с чем его едят. В результате мы иногда застревали на таких вот участках по несколько минут:

Приходилось переворачивать и вытягивать снегоход из сугроба. Это, впрочем, всех только радовало. Были и другие трудности. Так, в самом начале, на льду озера Малый Вудьявр, часть команды чуть не увязла в воде. На озерах вода нередко поднимается надо льдом, после чего засыпается сверху снегом. Такие участки необходимо проезжать на очень большой скорости, иначе есть риск надолго увязнуть в жидкой каше. Соответственно, если ты видишь, что под гусеницей снегохода, едущего впереди, образовалась вода, нужно быстро сворачивать с колеи.

Собственно, мы на этом самом озере. Я на "Линксе", и Таня - на самом модном, "кошерном" снегоходе (просто на нем много-много котов :0))))

После озера нас ждали другие упражнения - хафпайп в ущелье. На первом же вираже я перевернул снегоход, нужно было входить в него на большей скорости, чтобы центробежная сила была достаточной. Вообще, мне очень понравились ощущения, уже очень хочется повторить.

После обеда в отельчике, где нас ожидали местные собаки, мы выдвинулись к перевалу Восточного Петрелиуса. Помнится, два года назад наверху было солнечно, в этот же раз облака очень быстро затянули небо, и иногда приходилось передвигаться практически в полном "молоке".

Первый день завершился ужином, во время которого, традиционно, Константин показывал нам видео всевозможных зимних и летних экстремальных маршрутов. Некоторые фильмы очень хочется заполучить. Честно говоря, я так и не понял, передал ли он диск кому-либо из нашей команды. Надо будет созвониться и уточнить

Во второй день, как и два года назад, нам предстояло направиться в сторону Умбозера по долине реки Тульйок. Вспоминали знакомые места, которые раньше выглядели несколько иначе: во-первых, в этот раз было пасмурно, а во-вторых, снега все-таки намного меньше.

Выехав на лед Умбозера, мы осторожно начали пересекать его по диагонали на юго-восток. В позапрошлом году отсюда же мы поехали на северо-восток. Осознав, что лед почти идеально гладкий, и под снегом не таятся ямы и глыбы льда, мы прибавили в скорости и, порой, испытывали скоростные пределы снегоходов

Наконец, мы приехали к заброшенным постройкам, где жили когда-то строители железнодорожной ветки. Строительство было остановлено, и жилища оказались невостребованными. Ну, почти: одно время тут жила пара бомжиков, а теперь его часто используют в качестве площадки для игр зайцы.

В завершение дня нас ждал самый цивильный гостевой домик на маршруте. С сауной прямо внутри дома и даже бильярдной.

Вид из окна

Ловозеры

На третий день был запланирован самый длительный перегон: нам предстояло проехать около 140 километров от южной части Ловозера до села Краснощелье, куда по земле (точнее, по снегу) можно попасть только в зимнее время года. Летом - только на вертолете, т.к. дороги туда нет, а вокруг села на десятки километров простираются болота. Село было основано в 1921 году тремя семьями энтузиастов, в настоящее время там проживают около 500 человек. Но о селе чуть позже, так как тужа еще надо было доехать. А это было сделать не так-то просто, поскольку Его Величество Случай, по всей видимости, заскучал и решил с нами поиграть. А как иначе можно расценивать события этого дня?

Едва мы выехали на лед Ловозера, как в нашей команде стало одним снегоходом меньше. Серьезная техническая неисправность (передаточный вал в буквальном смысле сломался - треснул пополам) не оставила шансов на быстрый ремонт. Хорошо еще, что это случилось, пока мы не успели еще удалиться в лес.

Пока мы ждали вердикта относительно поломавшегося снегохода, погода менялась несколько раз. Буквально за полчаса небо то почти полностью очищалось от облаков, то обратно затягивалось плотной пеленой.

Наконец, мы выдвинулись на север, по пути заскочив на остров, где мы ночевали два года назад. Нам там очень понравилось, но, увы, в доме никак нельзя было разместить больше восьми гостей. А еще там живет роскошный пес :)

Попрощавшись с псом, мы поехали на восток. То и дело мы натыкались на признаки весны - весело играющие на солнце ручьи. В один прекрасный момент мы остановились у такого ручья, а инструктор поехал на разведку, чтобы понять, где его можно объехать. Буквально метрах в пятидесяти стоял небольшой домик, хозяин которого все подробно объяснил, но в следующий момент у инструктора порвался тросик газа. Еще примерно час пришлось ждать, пока его починят. Опять таки, случись эта неполадка часом позже, все могло быть куда сложнее. Во время вынужденного перерыва мы наблюдали за происходящим вокруг.

Местная птица также с интересом за нами наблюдала... впрочем, скорее, не за нами, а за горбушкой хлеба :)

Вскоре мы, наконец, тронулись, оставив, к счастью, все технические проблемы позади. Небо затянуло окончательно, повалил снег. По пути заехали в кораль к оленеводам. Два года назад мы уже подробно рассмотрели другой кораль (и отсняли со всех возможных ракурсов), так что в этот раз съемкой не увлекались.

Дальнейший путь проходил почти без остановок, разве что, надо было перекусить, для чего было выбрано весьма колоритное место. Называлось оно трактир "Куница" и представляло собой небольшую избу, которая, как правило, служит приютом для тех, кто добирается в Краснощелье из Ловозера более медленными видами транспорта: например, на санях, или тракторным поездом, который преодолевает весь путь по зимнику за сутки с лишним. Мы даже увидели этот поезд - зрелище захватывающее, правда, сфотографировать его мы не успели. Зато были счастливы, что обогнали это чудовище, так как снег после него превращался в одну большую стиральную доску.

Если приглядеться, то сбоку у "трактира" можно разглядеть два торчащих кабеля. Когда сюда подъезжает трактор, эти концы можно прицепить к аккумулятору, в результате чего в избе временно будет электрический свет. Внутри там, кстати, есть полки, на которых могут спать примерно до 10 человек, и умывальник.

Пообедав, мы снова отправились в путь по зимнику. Слева то и дело виднелось плоскогорье Кейвы. Теоретически, можно было ехать по ним, более длинной дорогой, но в такую погоду это смысла не имело - видимость была весьма ограниченной, а рыхлый снег сделал бы дорогу по Кейвам крайне сложной. Единственный привал по пути:

К счастью, в пункт назначения мы добрались без дальнейших приключений, в темное время суток они были бы не вполне уместны. Уставших нас ждал вкуснейший ужин из оленины и рыбы в разных видах, свежайшим морсом из брусники с черникой и роскошным вареньем, и роскошная банька :)

Вот в такой избе мы жили. Раньше она была совсем заброшена, но специально под туристические нужды приведена в порядок. Внутри - аж четыре печи. Расточительно, конечно, но когда-то там жили лесорубы, у которых проблем с древесиной никогда не возникало :)

Здесь планируется срубить еще одну баньку. Пока же приходилось гулять до бани метров 300, что, впрочем, никак нельзя было назвать затруднительным. Не все же за рулем сидеть.

Типичный домик. Местным жителям заборы ни к чему, но СЭС требует, чтобы были оградки.

Вот в таких прицепах периодически в село доставляются всякие вещи.

Это - местный культурный центр. В советское время КЦ был гораздо больше, но однажды он сгорел. Осталось фойе. Вот оно-то сейчас и играет роль полноценного культурного центра. В селе есть даже свой национальный саамский вокальный коллектив, Рытья Кыа, только вот послушать их нам не удалось, поскольку после Праздника Севера половина коллектива заболела. Пение на морозе - штука опасная. На Праздник, правда, вертолетом в село доставили врачей, которые на некоторое время остались в селе вести прием населения. В селе есть и аптека, и больница с дежурным врачом.

Местные перемещаются по селу на самом разнообразном транспорте. В основном, конечно, пешком, но много у кого есть "Бураны", или даже импортные снегоходы. Встречается, правда, и более экзотическая техника.

Чудо техники на последних фото наличествует в селе не в единственном экземпляре. Более того, оно на ходу. Центральная улица ела называется незамысловато - "Центральная". Параллельно проходит улица Северного сияния. Красиво. Жалко, само сияние опять не показали.

Что меня особенно удивило, у многих на участках стоят старые отечественные машины - "Жигули", "Волги", "Запорожцы". Удивителен сей факт по той простой причине, что на этих машинах ни приехать в село, ни уехать из него нельзя в любое время года: дороги-то нет. Единственное их назначение в данной ситуации - кататься по селу летом в качестве аттракциона.

А вот в этой избе расположена местная хлебопекарня. Хлеб здесь делают в русской печи, и получается он вкусный, гораздо вкуснее, чем, скажем, в Варзуге, не говоря уже про Москву, где хорошего хлеба днем с огнем не сыщешь.

Нельзя забывать и про самый традиционный транспорт - оленьи упряжки. Здесь они используются, в основном, по прямому назначению, так как туристы сюда, по понятным причинам, заглядывают не часто.

Местное отделение Сбербанка, делящее крышу с краеведческим музеем.

О музее, впрочем, нигде не написано, поэтому не все местные жители знают о его существовании. Впрочем, таблички вообще здесь висят далеко не везде. Например, только на одном магазине мы видели вывеску и часы работы. Другой же расположен в избе без всяких вывесок. Правда, в нем продавалась роскошная мойва, которую мы гребли килограммами :)

Посещение села оставило массу впечатлений. Кстати, тут живут и люди, когда-то переехавшие из столицы в поисках тихой, размеренной жизни.

Автор: Skillividden