zullander: На снегоходах от Баренцева до Белого

09.04.2012

Посмотреть отчет zullander и фотографии из поездки можно в ЖЖ

zullander

В феврале 2011 я ездил на снегоходах через Кольский полуостров от Белого до Баренцева моря. Я собирался в эту поездку года 2 наверное и решился после того как увидел новый маршрут за 6 дней проехать 700 километров по Кольскому и увидеть 2 моря оно того стоило!

Правда, собрался с силами описать эту поездку я смог только сейчас спустя почти полтора года. Забронировал тур, купил билет в Аэрофлоте и в конце февраля вылетел в Мурманск. В 4 часа утра был там и так как до 12 дня было еще много времени лег спать в аэропортовской гостинице. Кстати говоря, обошлось мне это весьма недорого рублей в 600 примерно. В 10 утра встал и на автобусе целый час ехал до вокзала в Мурманске где и встретился с остальными участниками нашего похода. Кроме меня было еще 8 человек, наш проводник и совместительству владелец тур фирмы Сергей, пара из Питера и 5 москвичей из одной компании.

Мы загрузились в микроавтобус и поехали в начальную точку нашего маршрута в поселок Туманный. Дорога оказалась вся переметена и если несколько участков нам удалось преодолеть толкая микроавтобус всей толпой то скоро мы застряли полностью и стали ждать, созерцая пейзажи и попивая кофе.

Примерно через час появился наш спаситель.

Когда один из участников нашей группы попытался его сфотографировать тот обошёлся с ним не очень вежливо. Повернул снегоотбрасыватель и засыпав фотографа снегом.

По расчищенному пути мы без приключений добрались до поселка, переоделись в комбинезоны и стартовали к нашему первому пункту назначения гостевому дому Рында.

По плану мы должны были в этот же день побывать на берегу Баренцева моря но так как часть участников поздно приехала и мы еще ждали снегоочистителя то выехали мы из Туманного в 5 вечера и уже темнелось так что не имело смысла ехать ночью на берег. На базе нас встретили и очень вкусно накормили дарами местной природы. Наутро после завтрака мы выехали по направлению к морю и примерно через час пути выехали на берег.

Сильный ветер дующий с моря спрессовывает мокрый снег в такие твердые заструги что приходилось изо всех сил держать руль снегохода. Там я первый раз упал. Нагрузка на руки была такая что когда я вечером попытался перенести 2 канистры с бензином я не смог это сделать так как пальцы через несколько секунд разжимались под этим весом.

Полмас это стойбище оленеводов, всего несколько домов и если я правильно понял большую часть года там живет одна женщина, которая следит за хозяйством. Электричество обеспечивает маленький бензиновый генератор для освещения и телевизора. Мобильная связь не работает, до ближайшего жилья 80 км на снегоходе или вертолете. Нас встретили и накормили вкуснейшей рыбой а хлеб из русской печи был вкуснее всего который мне раньше приходилось пробовать. Да и вообще везде еда была из свежих местных продуктов и очень вкусная так что нашу поездку можно назвать деликатесным туром. :)

Наутро после плотного завтрака мы выехали по направлению к селу Краснощелье. Перегон в этот день был самым длинным в 200 км причем по местам которые были пройдены до этого всего 1 раз Сергеем за год до этого.

Остановились отдохнуть и поить чаю

Остановка рядом с ориентиром. Сергей рассказывал что недалеко есть расформированная военная часть которую называли золотой потому что материалы для всех построек возили на вертолетах.

Больше фотографий этого дня нет потому что в дальнейшем события приняли другой оборот и времени на фотографирование не было совсем. Хотя жаль, эффектные фото могли бы получится.

Было уже около 2 часов дня когда мы продолжили наш путь после остановки. Около села Краснощелье находится лесной массив который нужно преодолеть для того чтобы добраться до места назначения. Чтобы найти проезд через лес для снегоходов нужно подойти к лесу засветло. Но у нас не получилось сделать это. Сначала мы заехали в можжевеловую рощу и застряли там часа на полтора так как проехать через куст можжевельника прямо невозможно а на поворотах хоть один человек да закапывался на снегоходе так что приходилось поднимать гусеницу снегохода руками и переставлять ее на другое место чтобы он смог выехать. А учитывая метровый слой снега в роще это была непростая задача.

Сергей уехал вперед чтобы найти проход в лесу до того как стемнеет а мы группой двигались по его следам.

Следующий инцидент случился около озера где Сергей спустился к самой воде и осторожно по кромке воды проехал вдоль берега. Первый участник основной группы не заметил поворота дал газу и выехал на лед озера. Тонкий лед у берега сразу проломился, и задняя часть снегохода ушла под воду. Следующий человек на снегоходе решил что нужна помощь тоже выехал на лед и тоже утопил снегоход. Когда остальная часть группы выехала на берег мы увидели 2 полу-утопленных снегохода и выползающих на берег людей. К счастью лыжи у обоих снегоходов остались стоять на льду так что нам сравнительно быстро удалось их вытащить на берег. Посте операции спасения осталась огромная прорубь с грязной водой.

Мы без отдыха тронулись дальше так как нельзя было допустить чтобы мокрые механизмы сковало льдом. Идя по следам Сергей скоро мы выехали на замерзшую реку и тут перед одним из снегоходов упал «снежный мост». «Снежный мост» это когда ветер наметает снег а под снегом есть пустота, такой мост может выдержать проезд по себе нескольких снегоходов а затем обвалиться и получается большая яма. Вот такой мост и упал перед одним из участников, появилась яма где-то метр на метр и такой же глубиной. Причем там не было воды, то есть сначала лед замерз а потом вода ушла. К счастью человек успел затормозить перед ямой иначе страшно представить к чему могло бы привести падение.

Мы рассредоточились и стали держать дистанцию в 50 метров между снегоходами чтобы снизить нагрузку на лед и скоро подъехали к тому месту где Сергей выехал на берег. Берег в этом месте был высотой метра 3 и угол где-то 50-60 градусов. Так что заезжать надо было на скорости причем наверху надо было сразу свернуть направо чтобы не врезаться в дерево. Причем была вероятность что лед у берега не выдержит очередного снегохода а на скорости затормозить было бы невозможно. Эти соображения добавляли немало адреналина хотя его и так было с избытком. К счастью все закончилось хорошо хотя не у всех получилось заехать с первого раза. Берег после нашего подъёма выглядел как будто там порезвилось стадо танков.

Следующее происшествие случилось уже со мной и я не забуду его уже никогда. Мы ехали по просеке в лесу и передо мной буквально в нескольких метрах упал очередной снежный мост. Образовалась большая яма размером где-то 3 на 1.5 метра и метра полтора глубиной. Помню что я еще успел подумать: Как будто специально под снегоход копали. Ошалев от удивления единственное, что я успел сделать это когда снегоход уже начал падать в яму я оттолкнувшись обеими ногами катапультировался на снег. Снегоход лег в яму ровно на бок, так что ничего даже не возвышалось над поверхностью снега. Причем он не лежал на дне, а висел в распорке между стенами ямы. Я соскользнул в яму чтобы проверить цела ли нижняя лыжа, глубина оказалась такая что только моя голова торчала над дорогой. Я дернул за лыжу и мои ноги пробив тонкой лед провалились почти по колено в воду.

Тут мне стало совсем невесело, я висел, расперев руки в стены, а мои ноги болтались в воде, причем дна под ногами я не чувствовал! Не говоря о том что у меня на плечах был рюкзак который тянул меня вниз. Как я выбрался из ямы я не помню, помню только, как я лежу на снегу и пытаюсь отдышаться. Тут ко мне подходит человек со следующего за моим снегохода и проваливается в эту же яму только сзади снегохода. Но успевает ухватится за багажник и вытащить себя из ямы, хотя ноги тоже промочил. Как я теперь понимаю это была не просека, а русло небольшой лесной речки и какая там глубина подо льдом была мне к счастью выяснить не удалось.

Подъехали остальные участники нашей экспедиции и стали решать что делать. Были предложены варианты закопать снегоход и мне ехать дальше за кем то, но вернулся Сергей и под его руководством мы вшестером на руках просто вытащили снегоход из ямы. Поехали дальше, и нашли замник (зимнюю дорогу) к Краснощелью. Затем была долгая гонка по зимнику до деревни, где-то еще час или два мне уже было сложно судить. Накатанный зимник был достаточно узким, а сбоку рыхлый снег, так что приходилось напряженно держать снегоход на дороге и всматриваться вперед, чтобы не поймать камень лыжей. Нервы после всех приключений этого дня были натянуты как струны и было такое ощущение что кишки в животе кто то завязал в узел.

Причем за несколько дней до этого на Солнце были сильные магнитные бури и в небе над нами бушевало отличное полярное сияние только ни у кого не было сил на него смотреть.

Но все когда-нибудь заканчивается так что закончился и этот день, мы доехали до села в 11 вечера, проведя в пути 15 часов. Нас встретили, вкусно накормили и мы даже сходили в баню и в итоге легли в 4 часа ночи. На следующее утро встав и вкусно позавтракав мы пошли осматривать деревню. За оградой нашего гостевого дома вот такой пейзаж:

Затем мы пошли на экскурсию в школу где вызвали немалый интерес местных детей

Местное средство передвижения помимо снегоходов.

Местный сказочный домик :)

Потом приехал мужик на оленях и покатал желающих.

Вечером опять было шикарное полярное сияние

На следующее утро мы выехали в конечную точку нашего маршрута в село Варзуга. В дороге я ничего не фотографировал. Дорога шла по очень красивым местам, сначала по лесу потом по болотам и если бы не нервы не успевшие расслабится после позавчерашней поездки можно было бы сказать что она прошла очень приятно. Так что мы без приключений к вечеру добрались до Варзуги.

Хозяева гостевого дома приняли нас и накормили. Там я попробовал самую вкусную солянку которую вообще ел в жизни. На следующее утро мы поехали на Белое море. Оно в отличие от Баренцева было замерзшим.

А вот такой песик есть у хозяев охраняет дом.

Участникам нашей экспедиции, которые оказались очень хорошими людьми, путь лежал на поезд и по домам, а я купил дополнительный тур на снегоходе по Хибинам и поэтому я с Сергеем поехал в Апатиты. Переночевав в гостинице в Апатитах, утром меня забрал Сергей на машине, пройдя короткий инструктаж на тему использования лавинного датчика и правила поведения в горах, мы выехали на экскурсию. Могу только сказать что горы великолепны.

И возвращаемся на базу.

Этим же вечером трансфер в Мурманск и самолет домой.

В заключение хочу сказать большое спасибо Сергею Коняеву который организовал это путешествие и сделал возможным для обычных людей посмотреть на красивейшие места нашей страны. А то ведь обидно, что на Шведский или Норвежский север съездить проше чем к нам. Я очень рад, что съездил в это путешествие. Все было организованно очень хорошо несмотря на то что мы были первой группой которая проходила этот маршрут.

Мои совет тем кто хочет съездить этим маршрутом, помните что с него сложно сойти посередине пути, поэтому оценивайте свои силы. Я лично переоценил свои вилы и умения и кроме того выбрал слишком сложный для моего уровня снегоход из за чего несколько задерживал группу в пути. Но с другой стороны если вам хочется то можно и с небольшим уровнем подготовки, в нашей группе было 3 женщины и все нормально доехали.

Автор: zullander