Наталия Ярлыкова: Белое Безмолвие 2012

13.06.2012

Белое безмолвие - 2012 (6 дней, 400км, Кировск - Рында - Туманный, 4 человека)

Прошлые два года натолкнули нас на мысль, что мы хотим еще снегоходов. Место и организаторов выбирали недолго :) Зато состав и даты еле утрясли. Решила поехать программу "Белое безмолвие", поскольку первые полтора дня ее пролегают по Хибинам, перемещение по которым хорошо запомнилось и очень понравилось после прошлого года, а вторая часть маршрута проходит через Ловозеро и уходит на север, к Баренцеву морю, где никто из собравшихся еще не ездил.

Оригинал отчета в

 ЖЖ Наталии

Собрались ехать вчетвером, Дима и Антон решили лететь самолетом, а мы с Виктором должны были приехать вечером 24ого числа в Мурманск на машине. Увы, на машине снова покататься не удалось, в последний момент пришлось все переигрывать, днем брать билеты на вечерний рейс и догонять товарищей.

С самого начала все пошло как-то наперекосяк.. Обстоятельства, чуть было не помешавшие Виктору уехать из Москвы, бага на сайте заказа авиабилетов, которая (если бы не мой суровый тестерский бекграунд) чуть было не помешала купить билеты на день покупки; мое опоздание на аэроэкспресс, пришлось чуть ли не под сиденьем ехать с двумя рюкзаками в набитой маршрутке; задержка самолета на два часа, сначала в связи с погодой, а потом из-за прилета СамиЗнаетеКого.

В общем, летела я с мыслью - может, стоило уже отказаться, раз все так не задалось. Но - уже летели. В Мурманске встретили товарищей, выяснили, что незадолго до нас прилетел Боря Моисеев (+1 плохой знак :) ), к 4 утра доехали до гостиницы, в которой за много денег поспали три часа :( вместо запланированных 6-7, двинулись на завтрак и тут выяснили, что группа у нас большая, 12 человек, и ведет нас в этот раз Константин, с которым ездили в первую поездку.

Ничего против Константина мы не имели, правда, больше хотелось покатать с Сергеем, ну да ладно. А вот размер группы откровенно огорчал. Сказали, что это была ошибка менеджера, которая набрала слишком много народу на одну поездку. Возможно... Но на качество поездки это повлияло в негативную сторону: постоянное ощущение себя в толпе народа, конфликты интересов, тормоза, поломки, широко накатанная колея для едущих сзади - пропадает интерес к покатушке; слишком длинная вереница участников и один инструктор впереди (должен был быть второй, но у него внезапно отказал снегоход - +1 к неприятностям).. В общем, по сравнению в прошлыми поездками, тут можно ставить честное "3".

Но несмотря на неудобства, причиненные людьми, природа была добра и щедра на новые впечатления - и это действительно стоило очень многого.

И снова по порядку.

Первый день прошел стандартно для нас. Сборы, инструктаж, въезд в Хибины, перевал Северный Рисчорр, пик Марченко. Дело омрачилось обнаруженной на старте поломкой Витиного снегохода. В итоге он отстал от нас на полчаса, а вечером пришлось пораньше вернуться в гостиницу, чтобы Константин (железный человек - сколько ему всего досталось за эти дни, а он уже с самого начала прихрамывал - болела нога) успел съездить в Кировск, отремонтировать снегоход и вернуться обратно.

В принципе, первый день прошел спокойно. Снега было ощутимо меньше, погода относительно теплая и ясная, народ не опрокидывался, приключений было мало :(

Разнообразие внес только неизвестно откуда взявшийся на белом одеяле лемминг. Самый настоящий.

На второй день, созвонившись с Сергеем, Константин сообщил нам радостную новость - выезжать их Хибин будем не через Умбозерский перевал, который..эээ... и перевалом-то трудно назвать, а через уже знакомый некоторым Северный Рисчорр. Ага, значит, снова предстоит головокружительный спуск :)

На старте второго дня мой снегоход отказался ехать, дооолго ждали инструктора, который далеко не сразу заметил, что вереница за ним уменьшилась на три единицы. Оказалось, ледышкой заблокировало гусеницу. Протрясли, завелись, поехали. Знакомая, но от того не менее прекрасная панорама вновь развернулась перед нами:

Затем головокружительный спуск... и появилась возможность сфоткать Северный Рисчорр и с обратной стороны. Зрителям предоставляется найти снегоход на спуске :)

Дальнейший наш путь пролегал по уже знакомым местам - мы направлялись в дом на Ловозере. Не хватало снега и приключений, ехали в хвосте, будто по накатанной дороге... :(

К середине дня на одном из снегоходов отлетел ролик. Благо, смогли починить на месте.

Починив, поехали дальше по очень красивым и оригинальным местам, чего только стоит вот такой перешеек между двумя озерами. Слева озеро

И справа точно такой же спуск к озеру.

Перед выездом на озера Константин нас старательно предупреждал насчет воды.. Мы тоже, участники прошлогодней поездки, старательно рассказывали и живописали ужасы, которые ожидают провалившегося. Но нет.. на одном из крупных озер один из участников недостаточно разогнался и когда за предыдущим снегоходом показалась вода, не смог ускориться или свернуть, а въехал прямо в эту воду, где и остался. Минут 40 группа ждала, пока инструктор и еще двое участников тягали снегоход. Вытащили, но ценой промокших до колен ног. Странно - в прошлый раз у инструкторов с собой были болотные сапоги как раз на такой случай.. Согрелись, поели, переобулись, поехали.

Ближе к вечеру выехали на Ловозеро. Решили прокатиться по нему до входа в Ловозерские тундры и заглянуть. На снегоходах там ездить нельзя, а издалека посмотреть можно. Перед выездом на Ловозеро инструктор в очередной раз всех предупредил про воду, все посмеялись, особенно опасливо смеялся тот участник, чей снегоход уже вытаскивали. Посмотрели на Ловозеры и повернули к дому на острове, до которого оставалась всего 2-3 километра. Все уже предвкушали тепло, ужин, баню.... Как вдруг под первым снегоходом показалась вода... Правильнее назвать это не водой, а снежной кашей, в которую быстро и радостно зарывается гусеница и снегоход вязнет.

Меня спас уже накопившийся опыт: выйдя на широкую дугу и втопив газ, что было сил, я неслась к спасительному твердому снегу, чувствуя, как неохотно белая трясина отпускает мою машинку. Выбралась.. Для меня все выглядело так

А вот для трех других участников несколько иначе. Вот фотка с безопасного места трех застрявших снегоходов

Забавно то, что один из них, застрявший глубже всех, был все того же участника, что уже один раз прочно застревал. 40 минут возни 4х человек - и два снегохода были спасены и присоединились к остальным. Оставался один, как раз тот самый, роковой. Достать его не удавалось, поэтому было отдано распоряжение девушкам ехать в дом на озере, а остальным (10 мужчин) - ехать к снегоходу и помогать его вытаскивать.

Еще полтора часа мучений 12 мужчин пропали напрасно. Приехали ребята совершенно обалдевшие, промокшие до колена, простоявшие львиную часть времени в ледяной воде, не чувствовавшие ног и с трудом отдиравшие примерзшие к ногам носки и ботинки. Им есть что вспомнить и будет что не хотеть повторять...

Самые стойкие, правда, вечером были награждены:

На следующее утро приехала команда спасателей в лице Сергея и Николая. Сергей-то и сделал единственный фотки с места событий (по клику на картинку - еще фотки оттуда же):

Полтора часа мучений и снегоход они вытащили. Затем очистка, разморозка, заправка - в путь мы двинулись в середине дня.

И славно, что большую часть времени провели в доме на озере поскольку следующая наша остановка нас совсем разочаровала. Поселок Ревда, оленеводческая база, небольшая комната с двухъярусными кроватями и печкой. Верхний ярус мало того, что очень невысокий - сантиметров 50 до потолка, так еще и очень жаркий... В итоге группа чуть не переругалась, когда лежащие наверху требовали открыть дверь проветривания ради, а лежащие внизу - закрыть, ибо холодно.

Следующий день снова преподнес сюрпризы. Мы ехали уже по северной части Кольского полуострова, где еще-более-менее лесистая тундра пропадает и появляется абсолютно пустая, без деревца, без кустика... Ландшафты совершенно лунные. Прибавьте к этому ярко светящее солнце и сильную низовую метель, высота которой примерно метр-полтора, но при этом сильный ветер непрерывно гонит вихри снега, который летит, кружится, танцует... Это трудно объяснить, надо увидеть хотя бы раз своими глазами.

Температура при этом значительно понизилась + сильный ветер добавлял ощущений. Снять перчатки, да и просто стоять на месте в трех-четырех слоях одежды было ну очень холодно...

И вот на этом волнующем.. и не располагающем к длительному простою месте мой снегоход сделал большой КРЯК. Кряк выглядел примерно так:

Сначала мы попробовали ехать. Снегоход проехал 100 метров и встал. Потом мы разблокировали ремень и сняли эту штуковину, прицепили снегоход к инструкторскому и снова попробовали ехать. Через 50 метров выяснили, что гусеница не крутится, а тащится юзом, что неправильно и опасно.. В итоге пришлось разобрать и снять полдвижка, чтобы разблокировать упрямый девайс. За это время все промерзли как цуцики, а я грустно думала, что мое самостоятельное передвижение на снегоходе закончилось, чуть только успев начаться...

И большую часть этого дня я видела мир вот в таком ракурсе

Правда, любоваться пейзажем это не мешало :)

Пепелац?

Так мы доехали до поселка Рында. Еще одно поселение, до которого либо по морю, либо на вертолете. Но есть база спасателей, где мы и разместились. Пока еще хватало времени, оставили умерший снегоход и поехали на берег Баренцева моря. Побывав-таки в месте, от которого "до Москвы больше 2000км, а до Северного полюса - меньше".

Константин вечером съездил туда, где ловит связь, пообщался с Сергеем и они пришли к тому, что снегоход надо будет везти с собой до поселка Туманный, финальной точки нашего маршрута.

А мы мерзли на улице, любуясь представившейся картиной..

И к середине дня, поиграв немножко в чехарду с переливанием бензина, т.к. на некоторых снегоходах он закончился до приезда к точку Т, мы въехали в поселок Туманный, представляющий собой зрелище довольно-таки неприглядное..

Там нас встретили Сергей и Николай, собрали снаряжение, загрузили в машины и повезли в Мурманск. Нам повезло, нас вез Сергей и можно было за 2-3 часа дороги обсудить все животрепещущие вопросы. По пути увидели низколетящие самолеты. Немного поколебавшись, мужчины махнули на все рукой, остановили машину и пошли мериться...

Вот так и закончилась наша поездка, дальше все прошло гладко и по плану. Первыми улетели Димка и Антон, затем, утром, мы с Витей и жизнь закрутилась своим привычным колесом..

Но желание еще раз оказаться там и окунуться в это безмолвие и безцветие не пропало. Не знаю, получится ли его реализовать в следующем году, но то, что рано или поздно мы вернемся - это факт.

В отчете использованы фотки мои, Димки, Антона и Виктора. А также присутствует фотка Сергея с утонувшим снегоходом. За фотки очень-очень благодарна! Поскольку у меня руки так себе, да и фотик тоже, самые лучшие из представленных - не мои. :)


Автор: Наталия Ярлыкова