Статья в Мурманском вестнике: Бизнес на бездорожье

16.06.2012

В Мурманском вестнике вышла статья

 Бизнес на бездорожье

Туристская компания «Кольские экспедиции» и по итогам прошлого года - в числе лучших туроператоров Мурманской области. Впервые она оказалась в этом достойном кругу в 2009-м и с тех пор места своего там не теряет.

Главное направление деятельности - организация путешествий по нашему краю. И в отличие от компаний, для успешной работы которых важнейшее значение имеет развитая инфраструктура и прежде всего хорошие дороги и комфортабельные места для отдыха, здесь бизнес строят в буквальном смысле на бездорожье и отсутствии многих благ цивилизации. Естественно, для начала в наши широты надо добраться, остановиться в нормальной гостинице. Так что в данном случае инфраструктура и для экстремального туризма не помешает.

Любовь с первой травмы А началось все с первой в жизни прогулки на снегоходе, когда московский студент Сергей Коняев с другом решили провести зимний день за городом и наткнулись на снегоходы, которые любой желающий мог взять напрокат и не просто прокатиться с ветерком в роли пассажира, а после небольшого инструктажа самому сесть за руль. Ребята вывернули карманы и наскребли нужную сумму.

- Самое смешное, что уже через пару сотен метров после старта мы налетели на глыбу смерзшейся земли, навороченную осенью трактором, незаметную под снегом, - вспоминает Сергей, - а если учесть, что я успел уже почти под стошку набрать, полет наш был зрелищем не для слабонервных. Снегоход сделал кульбит, пролетел метров 30 и встал на лыжи как ни в чем не бывало, даже не заглох. А вот нам самим пришлось потруднее. Друг, как потом оказалось, сломал ключицу, да и на моем лице алели очевидные следы аварии. Но не отказываться же из-за таких мелочей от адреналина, за который к тому же заплачено последними из совсем небогатых студенческих запасов. Свое время аренды ревущего монстра мы использовали полностью. Гоняли еще минут 20 и только после этого отправились в больницу: меня пришлось зашивать да другу руку фиксировать. Видок у нас был тот еще...

Но это не помешало мне влюбиться в снегоход с первого нажатия на газ и, можно сказать, навсегда.

Отлично понимаю собеседника. Несколько лет назад во время пресс-тура по Хибинам сама испытала подобные чувства, когда, преодолев страх перед сверкающей ревущей машиной на широких полозьях, самостоятельно проехала первую в своей жизни сотню метров...

Не зря говорят, что побывавший единожды в Хибинах непременно захочет сюда вернуться. Мы вновь через пару лет оказались здесь уже всей семьей, чтобы встретить в горах Новый год. И когда завывание ветра и бесконечная снежная кутерьма, царившие здесь целые сутки, вдруг прекратились как по волшебству в новогоднюю полночь, во дворе гостевого дома «Куэльпорр» у наряженной растущей в центре елки собрались все его обитатели.

- Мама - это же самый новогодний Новый год! - выразил всеобщее настроение мальчишка лет семи-восьми. - А я завтра сам рулить буду - можно?

Туристы из Архангельска, Москвы и Подмосковья, выбравшие столь экстремальные новогодние каникулы, были в полном восторге. Утром они отправлялись на маршрут в самом приподнятом настроении, несмотря на возобновившуюся после короткого тайм-аута метель.

Забава, ставшая бизнесом Страсть к экстриму, к путешествиям, всему новому стала отправной точкой основанного на них турбизнеса. Не каждому удается сделать увлечение полноценным бизнесом. Поэтому Сергей Коняев и Константин Кушнир вместе со своими супругами, наверное, действительно везунчики.

- Перед тем как принять окончательное решение переехать сюда из столицы, после очередного простоя в московской пробке взял лист бумаги и написал в два столбика, что люблю, а что нет... - вспоминает Сергей Коняев. - В первом оказались заснеженные северные просторы, где проходил практику, рыбалка, снегоход, тишина... Во втором, который оказался гораздо длиннее, - многие из проблем мегаполиса. Вот и захотелось сделать первый перечень своей жизнью, а не просто досугом.

Но нельзя сделать то, что он задумал, исключительно собственными силами. Истинный предприниматель должен уметь собрать толковых людей самых разных специальностей, владеющих разными навыками, и сделать так, чтобы они работали вместе ради общей цели. Другими словами, он создает команду, которой под силу то, что человек не в состоянии осилить в одиночку.

Первой из единомышленников Сергея стала жена Марина, кандидат географических наук, изучающая суровый нрав горных лавин. Она поддержала идею уехать на далекий Север.

А где-то в 95-м Сергей случайно познакомился с Костей Кушниром. И почти сразу переманил его в свою команду от карельских конкурентов.

Сначала ездил гидом с группами. Вскоре ребята поняли, что вместе они способны создать легальную структуру.

Сегодня «Кольские экспедиции» - настоящая команда единомышленников, страстно влюбленных в Хибины и тундру, ветра и метели...

Зимой, с декабря по май, здесь организуют снегоходные экспедиции различной протяженности и сложности, лыжные походы и подледную рыбалку. А летом, с июня по октябрь, компания приглашает любителей экстрима в путешествия на внедорожниках - джипах и квадроциклах, проводит пешие горные походы с комфортным проживанием в горах, организует спортивную трофейную рыбалку на труднодоступных озерах. Здесь есть собственный парк техники и снаряжения.

Ребята благодарны всем, кто с ними сотрудничает и помогает. Прежде всего сельхозкооперативу «Тундра». Ловозерские оленеводы поначалу отнеслись к ним с большим недоверием, впрочем, вполне понятным. Проблем в оленеводческой отрасли немало. Прежде всего - чудовищное браконьерство и абсолютно хамское поведение некоторых любителей погонять на снегоходах, как водится, прихватив с собой ружьишко. А тут олень навстречу! На нем же не написано, колхозный он или дикий: и те, и другие - в свободном выпасе.

А если еще не один, а целое стадо - отчего бы не порезвиться и не погонять... И попробуй оленей потом собрать, да и шок животные получают, слабеют... А гоняют-то чаще, конечно, весной, когда светло. Особенно печально заканчиваются подобные гонки для важенок. Порой число жертв переваливает за десятки. А большая часть снегоходных маршрутов «Кольских экспедиций» проходит по территории Ловозерского совхоза.

Постепенно с оленеводами были налажены нормальные отношения, а потом и сотрудничество. И теперь они под туристские маршруты в тундре помогают обеспечить приют, жилье во время путешествий. Очень сильно помогают. Без такой поддержки трудно было бы все организовывать и привлекать туристов. Все это помогает реализации одной из главных идей компании: показывать людям больших городов жизнь настоящей северной глубинки. Это как раз то основное богатство, что особенно привлекает и, по отзывам наших гостей, особо ценится, может стать главной базой для развития туристической индустрии Кольского полуострова. И в отличие от экзотики ряженых, на которой строят свой бизнес во многих южных странах, наши оленеводы или поморы самые что ни на есть настоящие. Провести пару-тройку дней в избе, где греет и готовит печка, и хлеб свой выпекают, и света нет, оказывается немало желающих.

У природы нет плохой погоды Есть только очень плохая... Конечно, Заполярье - не Мальдивы. За все время своего бизнеса Коняев вспомнил только два случая, когда хорошая погода была на протяжении всего маршрута. Все четыре дня. А так, даже если день-другой ясно, все равно хоть маленький буранчик, да случится. Запомнилась группа молодых англичан, которые в начале февраля попали в мороз за 30. Одна из девушек по возвращении в город, увидев в гостинице ванну, сказала: «Положите меня сюда и оставьте навсегда». А во время поездки девчонки категорически отказывались даже от глотка горячего чая, несмотря на все уговоры, что это хоть чуточку согреет. Как потом выяснилось, их пугали «удобства по маршруту».

Но для организаторов маршрутов страшнее любой непогоды проблемы, связанные с пробелами в законодательстве, регулирующем туристическую деятельность. Как сказал в своем выступлении на втором Мурманском международном туристическом форуме один из учредителей ООО «Кольские экспедиции» Константин Кушнир, пусть и не столь большой поток у таких фирм, но наша специфика позволяет создать эксклюзивный турпродукт, который не могут предложить даже наши скандинавские соседи. И то, что сегодня аренда одного стокилометрового маршрута для пешеходного или иного активного туризма составляет 200 тысяч рублей, не дает возможности развивать это направление. Для примера он назвал число пешеходных туристов в прошлогоднем летнем сезоне - 20 человек... Эта проблема впервые была озвучена в 2009-м, но воз и ныне там.

Нерешенной остается и проблема водительских прав. По его словам, в большинстве стран, где организуются подобные туры, главное требование для вождения снегоходом или квадроциклом - наличие шлема и соблюдение правил. У нас же - наличие специальных водительских прав. А в нашей области - еще и страховка ОСАГО. Причем никто не объяснит, как где-то в лесу или горах ДТП будет оформляться. Снегоходы, кстати, по дорогам не ездят. Это запрещено.

- В Москве у меня зарегистрированы снегоходы, и, когда я принес оформленную страховку, майор у виска покрутил, - сказал в завершение нашей беседы Сергей Коняев, - дескать, вы молодой человек с ума сошли. А здесь люди судятся, и суды проигрывают. Я думаю, вполне возможно разрешить управление снегоходом хотя бы в составе организованной группы под управлением гида, имеющего права. Как правило, до 90 процентов оформляющих наши путевки ни разу в жизни не водили тот же снегоход, и, слава богу, обошлось без ЧП.

А вот фирмы-сезонники, которые не обеспечивают своих клиентов в отличие от тех же экспедиций ни спецодеждой, ни снаряжением, ни налоги не платят, ни безопасность не обеспечивают - вот это - действительно проблема.

Автор: Юния Валамина