Сергей Коняев: разведка тура «Тайны Муста-Тунтури»

12.03.2008 13:20:00

Отчет о разведке маршрута осенью 2008 года

В наших глазах— крики «Вперед!»
В наших глазах— окрики «Стой!»
В наших глазах — рождение дня
И смерть огня...

Виктор Цой

В середине сентября 2008 года я вместе с Дмитрием Гадалиным предпринял путешествие на квадроцикле по полуостровам Средний и Рыбачий. Идея поехать в эти края возникла под влиянием моих друзей и компаньонов – Константина Кушнира и его жены Наташи, которые страстно увлечены историей Кольского, в частности, военной историей. Каждый год Костя и Наташа организуют в этих местах туристические 4х4 и эндуро-экспедиции для любителей внедорожных путешествий. Под впечатлением от их рассказов, фотографий, фильмов родилась идея организовать на полуостровах Рыбачем - Среднем внедорожный маршрут на квадроциклах. Наше путешествие стало боевой разведкой, и, надо сказать, результаты этой разведки превзошли все мои ожидания…

Началось наше путешествие довольно нескладно: мы должны были присоединиться к плановой группе Константина и Наташи, но, из-за задержки с оформлением документов на квадроцикл (квадр), стартовали на 3 дня позже. На автомобильном прицепе абсолютно новенький Polaris Sportsman X2 был привезен в населенный пункт Старая Титовка, где мы разгрузились, переоделись в непромокаемую одежду, увязали пожитки и настроили навигацию. Периодически к нам подходили различные русские граждане с вопросом: Сколько стоит?!… И уже потом - сколько бензина, как едет и т.п.

Наконец, старт!! Опыта управления квадром у меня не было вообще, а у Димы - очень незначительный, поэтому сперва ехали мы крайне осторожно, но скоро стало понятно, что техника просто супер и позволяет многое. Дороги на материковой части маршрута неплохие – грунт, небольшие колдобины, лужи. Один раз мы неправильно свернули и оказались на военной немецкой дороге. Это мощеное булыжниками полотно, в великолепном состоянии, с провалами вместо сгнивших деревянных мостиков через ручьи и речки. Ландшафт вокруг завораживающий – небольшие гранитные сопки, цепочки озер, ковер разноцветной тундры, в небе кружит огромный орел, и НИКОГО, кроме нас!!!

На первой же остановке я поднимаюсь на небольшой пупырь и на самом верху нахожу неразорвавшуюся 100 мм. мину – я таких еще не находил. Мина была притащена к Квадру, сфотографирована и спрятана в кусты – дабы потом гостям наших маршрутов показывать. Кроме мины, мы обнаружили, что все вокруг покрыто разномастными, аккуратными дорожками и остатками укреплений, частично разрушенных, но вполне узнаваемых.

Через некоторое время, мы поняли, что едем не туда, куда нам надо, и вернулись на дорогу, ведущую на п-в Средний. По ней мы за 40 минут домчались до места первой стоянки Кости и Наташи на берегу моря – нам нужно было догнать их на маршруте, чтобы оставшуюся часть путешествия проделать вместе. Стоянка была пуста – группа была на ней всего 3 дня назад, но мы все равно заехали к ней для осмотра. Стоянка находится в самой узкой части бухты Малая Волоковая, на берегу небольшого ручейка. На гранитной скале черно-белая надпись со стрелкой: к месту подвига разведотряда капитана Юневича… Меня сразу заинтересовала эта история, и потом, когда мы догнали группу, Наташа рассказала нам эту историю. Вот она в очень сжатом виде.

Был он командиром разведроты и неоднократно и успешно ходил на немецкую строну на диверсии и взятие языков. Постольку поскольку война на этом участке фронта была позиционная, т.е. вялая и малоподвижная, то наше командование придумало проявить активность - показать результат. Юневичу приказали со сводным отрядом переправиться на берег материка (наши занимали полуострова Средний и Рыбачий, а немцы стояли на материке), пересечь хребет Муста-Тунтури и взорвать немецкий штаб. (Видели мы этот штаб – лезть туда было полным самоубийством – это даже через 60 лет понятно). По словам очевидцев Юневич после получения приказа выскочил из штаба, бахнул дверью так, что она слетела с петель с криком - "стреляйте меня прямо здесь - я туда людей не поведу". Уж не знаю как, но в результате повел. Перед вылазкой прошел по друзьям, раздал все свои вещи.

Отряд был сводный, набирали добровольцев. На материк переправили на десантных судах. На материке разведотряд из 50 бойцов в засаде поджидал батальон горных егерей: десантные суда были отогнаны минометным огнем, а отряд Юневича окружен. Бой продолжался трое суток. Юневич неоднократно вызывал огонь нашей артиллерии на себя. Через 2 дня после того, как на немецкой стороне все стихло, к нашему берегу прибило 2 связанных бревна, на которых лежал еле живой солдат – единственный оставшийся в живых. Из-за немецких бинтов на его израненном теле он был с пристрастием допрошен особистами, вылечился, воевал до конца войны, но по особому распоряжению ни медалей орденов, ни повышения по службе ему было не положено. Он дожил до 90-х годов, в конце 80-х его привезли на место того самого боя местные поисковики. На месте боя все осталось как было(!) - все бойцы так и лежали, непохороненные, а ветеран кидался то к одному скелету, то к другому со слезами - каждого он мог вспомнить по имени… Такая, вроде, обычная история...

Ночевать в этом месте мы не стали, а поехали дальше – уже по землям полуострова Средний. Ландшафты Среднего резко отличаются от материка – он более плоский, сложен моноклинально залегающими кристаллическими сланцами и песчаниками, немного напоминает предгорья степного Крыма. Ночевали на взгорке, возле озера с шикарным видом на море и закат. Спать мягко и приятно – под палаткой ковер из вороники и арктоуса.

На следующий день встаем довольно поздно, не спеша собираемся, и снова в путь. Теперь уже стало ясно, что наша скорость примерно в 2 раза выше расчетной, и спешить нам особо некуда. Квадр уже стал привычным, и надо признать, что это просто чудо техники!

Достоинства Квадра:

  • Потрясающая проходимость. Там, где подготовленный УАЗ остановится и подумает «а стоит ли туда ехать», Квадр промчится, не снижая скорости. Ямы и колдобины полностью проглатываются длинноходной подвеской, а клиренс (дорожный просвет) в 28 см позволяет пропускать под колесами большие валуны.
  • Вброд на Квадре можно ездить до 1 м глубины: воздухозабор двигателя устроен в самой высокой части корпуса – возле горловины бензобака.
  • Низкий центр тяжести создает ощущение уверенности на крутых поворотах.
  • Мощный двигатель дает приятную динамику, тормоза чувствительные и эффективные.
  • Управление межколесным дифференциалом и полным приводом с помощью кнопок на руле и не требует остановки.

Через некоторое время после знакомства начинаешь понимать, что Квадр – это твой надежный и верный друг, с которым хорошо вместе проводить время.

Дальнейший наш маршрут шел вдоль берега полуострова Средний. Дорога все время разная – то камни, то ровные скоростные участки, то гребенка с огромными глубокими лужами. Все время попадаются памятники, братские могилы, брошенные артиллерийские батареи. Во время войны это была наша территория, отсюда велись постоянные артобстрелы немецких укрепрайонов на материке. Боеприпасы и прочие грузы доставлялись морем из Мурманска в губу Эйна, откуда развозились по воинским частям и к линии фронта оленьими упряжками, подводами и машинами.

Немецкие части для доставки боеприпасов к своим огневым позициям сперва использовали мулов, а потом построили уникальную подвесную канатную дорогу протяженностью более 60(!) км. За 4 года противостояния они создали целую сеть отличных мощеных дорог.

Во время движения постоянно осознаем – нам катастрофически не хватает информации! В таких местах надо быть только в сопровождении людей, знающих историю и местность. Я уверен, что большую часть интересных мест мы просто проскочили по дороге, не зная об их существовании (после встречи с Костей и Наташей это подтвердилось).

Заезжаем к двум скалам – останцам «Два Брата». Красивое место на мысу Земляной.

После этого на максимальной скорости движемся к перемычке между Рыбачим и Средним. По пути форсируем речку вброд – Наташа очень обстоятельно рассказывала мне как надо его проезжать – у них с Костей неоднократно бывали проблемы при проезде этого места с гостями на джипах, но на нашей технике брод показался просто забавой – я даже не включал полный привод.

На перемычке Средний-Рыбачий хорошая грунтовка – разгоняемся до 90 км/ч. Здесь стоит буровая, работают геологи – ищут нефть. Все обгажено в лучших русских геологических традициях. После перемычки снова едем по берегу, теперь уже с полуострова Рыбачий. Снова другой ландшафт – тундра менее пестрая, чем на Среднем, попадаются песчаные равнины, дюны. Минуя заброшенный поселок, выскакиваем к воинской части – дороги ветвятся, и нам непонятно куда ехать. Нас окружили солдаты и офицеры – все тот же первый вопрос о стоимости, потом дружелюбная беседа о том, как служится-живется, как дальше ехать и т.п. Гости тут бывают редко, тем более на такой диковинной технике.

Через 40 минут подъезжаем к Костиному лагерю. Место классное – на берегу речки Западная Майка, на высокой террасе. Вокруг разноцветная тундра, заросшие дюны. Ставим палатку, знакомимся с народом, ужинаем. Наташа рассказывает о том, что мы видели, в том числе и о Юневиче. Вечером посиделки у костра с распитием разных напитков и разговорами. Дима вернулся в палатку только под утро.

На следующий день мы намеренно стартуем на 2 часа позже, чтобы не глотать пыль и догнать колонну там, где будут остановки и рассказы. По плану мы должны вернутся на материк и остановиться лагерем на немецкой стороне хребта Муста Тунтури – эпицентра боевых действий. Догоняем группу на перемычке Средний-материк. Здесь находится знаменитая высота «Яйцо», которую многократно штурмовали наши десантники. Здесь полегло множество солдат. Все скалы ковром покрыты осколками от мин и снарядов, патронами, гильзами, опутаны полусгнившей колючкой. Из-за того, что в течение трех лет боев здесь была полоса недоступности, трупы так и оставались неубранными и, по словам Наташи, на задернованных участках под растительностью между скал лежит ковер из человеческих костей.

Дальнейший наш маршрут проходит по старым немецким дорогам и заканчивается в озерной местности у подножия хребта Муста Тунтури. Хребет служил немцам как прикрытие и господствовал над всей территорией полуострова Средний. Здесь у немцев было несомненное преимущество, но преимущество в позиционной войне, так как идти с такого надежного и спасительного хребта вниз в атаку по всей вероятности у немцев никак не получалось. Оставляем Квадр в лагере и присоединяемся к Косте, который ведет всех желающих на осмотр фортификационных сооружение хребта. В тыловой, материковой, части хребта устроена многообразная система оборонительных сооружений. Вырубленная в граните пещера площадью около 80 кв.м с лазом к бронеколпаку, системы ходов и щелей, землянки, ДОТы. Много следов раскопок, лежат бутылки из-под Рейнских вин с сильно углубленным дном, консервные банки из алюминия, отриконенные ботинки с шипами – обувь горных егерей, мины, осколки, снаряды, ковер из гильз и осколков, кучки белых костей.

Скалы хребта покрыты красными куртинами арктоуса – похоже на лужи крови, здесь это сравнение вполне уместно. С вершины фантастический вид на море, полуостров Средний, суровый скальный материк с озерами. Солнце медленно садится, мы бредем в лагерь, где Наташа уже приготовила вкусный ужин. Ночью – полярное сияние в полнеба под восторженные возгласы гостей.

Утром неспешные сборы и возвращение в Старую Титовку.

На обратном пути в Мурманск делаем остановку в районе моста через реку Западная Лица – того самого места, дальше которого немцы пройти не смогли. Здесь, на месте грандиозного братского захоронения сооружен памятный мемориал. Костя и Наташа прочитали здесь для нас интереснейшую лекцию о боях в этих местах. Мемориал сделан в необычном стиле, с душой и чувством. На обратной стороне облицованных черным гранитом стелл сделаны факсимиле из записок солдат, из надписей на стенках блиндажей и дотов. Фото прилагается.

Спасибо за помощь в организации нашей поездки Косте Кушниру и Наташе Чалой. Без них эта поездка была бы невозможна.

Автор: Сергей Коняев